Удивительная Украина: ученые и изобретатели

18 Августа 15Удивительная Украина: ученые и изобретатели

Удивительная Украина: ученые и изобретатели

Хотим представить Вам 10 удивительный украинцев-новаторов, о которых вы, вероятно, никогда не слышали: 

1. Георгий Гамов

Георгий Гамов

1904 (Одесса, Украина) – 1968 (Боулдер, Колорадо, США)

Гамов был физиком-теоретиком и космологом, но прежде всего – ранним защитником и разработчиком Теории  Большого взрыва (по Леметру). Он разработал теоретическое объяснение альфа-распада с помощью квантового туннелирования и работал над изучением радиоактивного распада атомного ядра, формирования звезд, звездного нуклеосинтеза, нуклеосинтеза Большого взрыва и молекулярной генетики. Некоторые из его книг печатаются до сих пор, хотя уже прошло более чем полвека после их первоначальной публикации. Они стали классикой и используются в качестве  введения в основополагающие принципы математики и науки. В средине и под конец своей карьеры Гамов был сосредоточен в основном на преподавании, стал известен как автор популярных книг о науке, в том числе серии работ "One Two Three… Infinity" и "Mr. Tompkins". Как педагог признал и подчеркнул основополагающие принципы, которые вряд ли устареют даже с ускорением темпов развития науки и техники. Он также смог заинтересовать обычного читателя такими темами, как революция в физике, и другими научными вопросами, которые вызывают чувство волнения.

2. Федор Пироцкий

Федор Пироцкий

1845 (Лохвица, Полтавская губерния, Российская империя, в настоящее время – Украина) – 1898 (Алешки, теперь Цюрупинск, Херсонская область, Украина)

Пироцкий – украинский инженер и изобретатель первой в мире системы электрификации железных дорог и электрического трамвая. В начале 1880 года он заменил двухэтажный трамвай, в который запрягали коней, на такой, что приводился в движение электричеством, а не лошадьми. Третьего сентября этого же года такая форма общественного транспорта стала использоваться жителями Санкт-Петербурга. Эксперимент Пироцкого продолжался до конца месяца. Некоторые историки утверждают, что это был первый электрический трамвай в мире. К сожалению, в ученого не было денег, чтобы продолжать свои исследования. Поскольку коммерциализация его изобретений в России была относительно медленной, Пироцкий организовал встречу с Карлом Генрихом фон Сименсом, который был очень заинтересован в его идеях. В результате их встречи этот немецкий предприниматель представил первый регулярный электрический трамвай как часть системы общественного транспорта Берлина (Berlin Straßenbahn).

3. Анатолий Кокуш

Анатолий Кокуш

Год рождения: 1953 (г. Керчь, Крым, Украина)

В 2006 году Кокуш был удостоен двух наград американской киноакадемии в инженерно-технической категории. Первый Оскар – за концепцию и развитие гиростабилизированного операторского крана "Российская рука" (Russian Arm) и удаленной камеры. Второй  –  за развитие операторских кранов серии «Каскад».  Он пояснил, что машина, известная как "Российская рука", на самом деле называется "Авторобот", и получила свое шутливое прозвище  в начале девяностых годов, когда американцы в Голливуде говорили, что "русская рука снова вернулась в Америку".  Его компания "Фильмотехник"  помогала снимать такие крупные голливудские картины, как "Титаник", "Война миров" и "Казанова", а также многие российские блокбастеры и украинские фильмы. На оборудовании фирмы сняты следующие фильмы: "Ограбление по-итальянски", "Двенадцать друзей Оушена", "Король Артур", "Трансформеры", "Железный Человек 2" и множество других кассовых кинолент.

4. Иван Пулюй

Иван Пулюй

1845 (Гримайлов, Украина) – 1918 (Прага, Чехия)

Иван Пулюй  был украинским физиком и изобретателем. Считается ранним разработчиком использования рентгеновских лучей для медицинской визуализации. Его вкладом в значительной степени пренебрегали до конца 20-го века. Ученый провел фундаментальные исследования катодных лучей, издал несколько статей на эту тему между 1880 и 1882 гг. В результате экспериментов над "холодным светом", как он их называл, специалист разработали лампу Пулюя,  которая серийно выпускалась в течение некоторого времени. Это устройство представляло собой примитивную рентгеновскую трубку, но ученый признал потенциал собственной разработки только после того, как Вильгельм Конрад Рентген открыл рентгеновские лучи и опубликовал результаты своих исследований. Пулюй презентовал свои результаты в научной статье под названием "Световая электрическая материя и четвертое состояние вещества", которая была подана в доклады Австрийской Императорской академии наук  (1880-1883), но выразил идеи в туманной форме, используя устаревшую терминологию. Ученый в конечном счете получил некоторое признание, когда его работа была переведена на английский язык и опубликована в виде книги Королевским обществом в Великобритании.

5. Игорь Сикорский

Игорь Сикорский

1889 (Киев, Украина) – 1972 (Истон, штат Коннектикут, США)

Сикорский был украинско-американским авиаконструктором как вертолетов, так и самолетов. В 1913 году он разработал первый в мире многодвигательный самолет, а в 1914-м – и первый авиалайнер "Илья Муромец". В 1939 году им был изобретен Vought-Sikorsky VS-300, первый американский вертолет, в котором впервые была применена конфигурация ротора, и сегодня  использующаяся в большинстве таких транспортных средств. В 1942 году Сикорский изменил дизайн и создал Sikorsky R-4, который стал первым вертолетом серийного производства в мире.  Кроме того, после иммиграции в Соединенные Штаты в 1919 году конструктор создал Sikorsky Aircraft Corporation (1923 г.) и разработал один из первых трансатлантических гидропланов Pan American Airways (1930-е гг.).

6. Юрий Кондратюк

Юрий Кондратюк

Настоящее имя – Александр Шаргей

1897 (Полтава, Российская империя, теперь Украина) – 1942 (под Калугой, Россия)

Кондратюк был украинским и советским инженером и математиком, пионером в области космонавтики и космических полетов, теоретиком и провидцем, который в начале 20-го века разработал первую траекторию полета к Луне, известную под названием Lunar Orbit Rendezvous (Лунар-орбит-рандеву) – ключевое понятие для посадки на спутник и возвращения на Землю. ЛОР была позже использована для работы над первым фактическим полетом человека на Луну. Кондратюк делал свои научные открытия в условиях войны и постоянного преследования со стороны властей. Именно поэтому он использовал псевдоним, под которым и стал известен в научных кругах.

7. Александр Смакула

Александр Смакула

1900 (Доброводы, Австро-Венгрия, сегодня Украина) – 1983 (Оберн, Соединенные Штаты Америки)

Смакула  был украинским физиком, известным своим изобретением антиотражающих покрытий линз на основе оптической интерференции. После окончания учебы в Тернопольской гимназии поступил в университет Георг-Августа в Геттингене (Германия), который окончил в 1927 году. После своего короткого пребывания в Одесском университете Смакула вернулся в Германию, где стал руководить оптической лабораторией в Гейдельберге. С 1934 г. работал в компании Carl Zeiss AG в Йене. В 1935-м во время работы в Zeiss он изобрел и запатентовал оптические антирефлективные покрытия – значительное преимущество в оптической технологии. После окончания Второй мировой войны переехал в Соединенные Штаты с несколькими другими физиками, где начал работать в штате Вирджиния, занимаясь исследованиями материалов для инфракрасной технологии. В 1951 году ему предложили место профессора в Массачусетском технологическом институте.

8. Сергей Королев

Сергей Королев

1907 (Житомир, Российская империя, сегодня Украина) –1966 (Москва, СССР)

Королев был ведущим советским ракетным инженером и дизайнером во время космической гонки между Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1950-х и 1960-х годах. Он, по мнению многих, стал отцом практической космонавтики. Хотя Королев прошел подготовку в качестве авиаконструктора, его самые сильные стороны проявились  в интеграции дизайна, организации и стратегическом планировании. Был арестован по подозрению в нецелевом использовании средств (потратил деньги на пару неудачных экспериментов по ракетным устройствам) и  заключен в тюрьму в 1938-м почти на шесть лет. В течение этого времени провел несколько месяцев в трудовом лагере на Колыме. После  освобождения Королев стал признанным конструктором ракет и ключевой фигурой в развитии советской программы межконтинентальных баллистических ракет. Затем был назначен руководителем советской космической программы, которая контролировала космических проекты "Спутник" и "Восток", включая полет Юрия Гагарина на орбиту 12 апреля 1961 года.

9. Олег Антонов

Олег Антонов

1906 (Tроица, Московская губерния, Российская империя) – 1984 (г. Киев, Украинская ССР, СССР)

Олег Антонов был выдающимся украинским авиаконструктором русского происхождения и первым руководителем завода "Антонов" – всемирно известной украинской государственной коммерческой авиационной компании. Он был лично ответственен за разработку ряда очень успешных советских самолетов (например, Ан-12) и планеров как гражданского, так и военного назначения. В восьмидесятых годах разработал Ан-225 (по классификации НАТО: "Cossack") – стратегический самолет для воздушных перевозок грузов. Имя Ан-225 "Мрия" означает на украинском языке "Мечта". Он приводится в действие от шести турбовинтовых двигателей и является самым длинным и тяжелым самолетом из когда-либо построенных с максимальной взлетной массой в 640 тонн. Также имеет самый большой размах крыльев. Первый и единственный Ан-225 был завершен лишь в 1988 году, и ему принадлежит абсолютный мировой рекорд по переброске товара весом 189 980 кг (418 834 фунтов), а общая полезная нагрузка составляла 253 820 кг (559 577 фунтов). Однажды он перевозил груз весом 247000 кг (545000 фунтов) в рамках коммерческого рейса.

10. Любомир Романкив

Любомир Романкив

Родился в 1931 году (Жовква, Украина)

Романкив является сотрудником IBM и ведущим научным работником  исследовательского центра Томаса Ватсона при IBM. Он – соавтор (вместе с Дэвидом Томпсоном) процессов создания индуктивных и магниторезистивных головок для записи информации, что сделало возможным появление жестких дисков и персональных компьютеров.  Романкив получил степень бакалавра в Альбертском университете в 1957 году, закончил магистратуру и стал доктором философии в области металлургии и материаловедения (Массачусетский технологический институт, 1962 год). Числится (со) изобретателем более чем 65 патентов в США, автором 150 статей. Отредактировал десять томов различных технических симпозиумов. Он активно участвует в деятельности "Пласта", украинской скаутской организации, в качестве главного скаута – Начального Пластуна.

 

Подписаться

Актуальные новости рынка инноваций

Другие новости

scroll to top