Город с приставкой smart. Какие технологии делают города «умнее», комфортнее и безопаснее для жизни?

20 Февраля 15Город с приставкой smart. Какие технологии делают города «умнее», комфортнее и безопаснее для жизни?

Город с приставкой smart. Какие технологии делают города «умнее», комфортнее и безопаснее для жизни?

С момента зарождения города росли в основном по принципу «выше и больше», постепенно меняясь до неузнаваемости. Однако в последние пару десятилетий тенденция изменилась: период безудержного роста сменился «взрослением». Иначе говоря, города становятся «умнее».

Перемены зачастую не столь грандиозные, как ранее, хотя не менее серьезные. Новейшие технологии делают жизнь в мегаполисах все более комфортной, решая в первую очередь проблемы загруженности дорог, регулирования трафика, энергосбережения и защиты окружающей среды.

«Умные» дороги на карте Европы

В европейских странах немало внимания уделяется транспортной сфере и проблемам, которые нарастают с тех пор, как автомобили начали в прямом смысле вытеснять из городов человека, перекрывая дороги и потоки свежего воздуха. Важный задел на будущее – создание «умной» и «вежливой» среды при помощи высокотехнологичных разработок – информационно-транспортных систем (ИТС). Системы автомобильной связи -  многофункциональные транспортные порталы 0 способны анализировать потоки движения с помощью специальных датчиков, публиковать в реальном времени данные о дорожной обстановке и т.д. К сервисам для водителей относятся также динамические дорожные указатели и табло, которые информируют о погодных условиях, загруженности на дороге или ДТП. Кроме того, во многих городах уже работают системы помощи при парковке.

ИТС очень полезны и для пассажиров. Онлайн-сервисы с расписанием общественного транспорта, сообщениями об обстановке в городе – все это давно уже стало нормой для многих городов. Так, к примеру, в британском Лестере можно узнать о причинах задержки автобуса, отправив SMS-запрос. В Сингапуре пожилые люди могут поднести смарт-карту к считывателю светофора — и зеленый свет будет гореть ровно столько, сколько требуется маломобильному человеку для перехода улицы.

Весьма интересен передовой голландский опыт: в рамках проекта Smart Highway в стране сейчас строятся тестовые автострады, покрытие которых может меняться в зависимости от внешних условий.

«Умные» дороги экономят электричество (освещение включается при приближении транспорта), могут предупреждать о непогоде и даже посредством индукции заряжать аккумуляторы едущих электромобилей.

У улиц тоже есть «уши»

Интересный проект Smart Santander реализуется в испанском городе Сантандер.  Там на улицах, зданиях, тротуарах, дорожном полотне, транспорте установлены свыше 15 тысяч различных датчиков, которые постоянно мониторят уровень шума и загрязнения воздуха, фактическое расписание общественного транспорта, интенсивность дорожного движения, наличие свободных мест на парковках и т.д.

Выгоды для города вполне конкретные: регулируется интенсивность уличного освещения, совершенствуются сбор и вывоз мусора, экономится электроэнергия. На этой же инфраструктуре в 2012 году начал тестироваться еще один инновационный проект Ear-It. Его идея заключается в том, что благодаря использованию "умной" акустики можно автоматически регулировать дорожное движение и даже управлять энергетической эффективностью зданий. Простой пример: машина скорой помощи с включенной сиреной подъезжает к перекрестку, датчик улавливает звук и включает зеленый сигнал светофора. Аналогично – внутри здания. Присутствуют люди – раздаются шумы – нужно больше электричества. Все происходит беззвучно – система минимизирует расход всего, что только возможно.

Атрибуты «умного» города

Разумеется, «умные» технологии не ограничиваются дорогами и электропотреблением. В середине 1990-х авторы компьютерного языка Java грезили об «умном» доме и холодильниках, самостоятельно заказывающих еду через Интернет. Создатель Microsoft Билл Гейтс в свое время построил самую интеллектуальную на свете резиденцию Xanadu 2.0, обошедшуюся в 63 млн долларов.

Впоследствии это направление стало называться термином «Интернет вещей». При широком распространении на первый план вышли не столько бытовые интеллектуальные системы, сколько технологии безопасности, энергосбережения и защиты окружающей среды.

«Умное» городское планирование можно разделить на несколько направлений. Первое называется tech city – урбанистические технологии. Из последних примеров - строящийся в Дубае первый на планете район с контролируемой температурой воздуха: 4,5 млн м2полностью кондиционированного пространства, включающего крупнейший в мире торговый центр, парк, отели на 20 тыс. мест, 7 км пешеходных дорожек, огромный медицинский центр и др.

Другое направление – planned city – это новые центры старых городов, редевелопмент промзон и суперпарки, развивающие связи между городскими районами. Пример: в последние годы путем исследования данных мобильных операторов и другой статистики (Big Data) удалось достоверно выяснить, что жители отдаленных районов Москвы почти вдвое чаще бывают в соседних районах, чем в центре. Выходит, для решения транспортной проблемы важнее не хайвеи, а мелкие улочки и проезды.

Показателен опыт столицы Испании, где на месте 12-километровой трассы, которая проходила через город, появился парк Madrid Rio. Шоссе никуда не исчезло, просто его спрятали в туннель, а освободившаяся территория и прилегающие неприглядные участки стали одним из самых больших, красивых, продуманных и современных общественных пространств города.

Подписаться

Актуальные новости рынка инноваций

Другие новости

scroll to top